Киевской епархии, названо по г. Переяславу (с 1943 Переяслав-Хмельницкий Киевской обл., Украина). Инициаторами создания П. в. были гетман И. С. Мазепа и Киевский митр. Варлаам (Ясинский), поводом для учреждения Переяславской кафедры послужило отсутствие викарного епископа в подчинении Киевской митрополии. В 1698 г. митр. Варлаам получил разрешение иметь викария, 1 окт. 1700 г. митрополит в соборе Св. Софии в Киеве возглавил хиротонию во епископа Переяславского Захарии (Корниловича), настоятеля киевского Златоверхого во имя архангела Михаила монастыря. 4 марта 1702 г. царь Петр I Алексеевич дал еп. Захарии жалованную грамоту на епископство. Захария возглавлял Переяславскую кафедру до своей смерти 28 авг. 1715 г., являлся коадъютором (помощником) Киевского митрополита.
П. в. было полусамостоятельным, т. к. его территория не входила в Киевскую епархию. Первоначально П. в. включало территорию Переяславского полка на левом берегу Днепра и владения Трахтемировского (Трехтемировского) Троицкого (см. Святой Троицы монастырь в с. Трахтемиров) и каневского Успенского мон-рей, а также запустевший Ирдынско-Виноградский Успенский мон-рь на правом берегу Днепра. Еп. Захария, оставаясь настоятелем киевского Златоверхого мон-ря, являлся игуменом Каневского и Трахтемировского мон-рей. В 1704 г. в урочище Монастырище близ г. Богуслава был возобновлен Рождество-Богородичный мужской мон-рь, также в юрисдикции Переяславского епископа (в 1740 переведен к Николаевской ц. в Богуславе, в 1750 перешел в унию). В 1726 г. правобережные мон-ри были переданы под непосредственное управление Киевского митрополита.
1 июня 1700 г. в переяславском Вознесенском мон-ре (см. Переяслав-Хмельницкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь) был освящен построенный на средства гетмана Мазепы Вознесенский собор (строительство начато в 1695), ставший кафедрой Переяславских епископов. В Вознесенском мон-ре до 1785 г. находилась резиденция Переяславских архиереев, Вознесенский собор являлся их усыпальницей. В 1701 г. Мазепа подтвердил Вознесенскому мон-рю права на все ранее приобретенные земли и подарил ему новые владения, а в качестве вклада передал в собор Пересопницкое Евангелие. При мон-ре существовала иконописная школа. По инициативе еп. Захарии в 1711-1713 гг. при деревянной ц. арх. Михаила в Переяславе (построена не позднее 1701 на месте каменного собора 1089/90) был основан мон-рь (см. Переяслав-Хмельницкий во имя архангела Михаила мужской монастырь). В 1713 г. в монастырский Михаило-Архангельский храм были перенесены мощи прмч. Макария (Токаревского), которые после закрытия обители в 1786 г. переданы в переяславский Вознесенский мон-рь.
В окт. 1715 г. епископом Переяславским, викарием (коадъютором) Киевской митрополии, был назначен Луцкий еп. Кирилл (Шумлянский) с сохранением за ним звания управляющего Луцкой епархией. Помимо территории Переяславского полка под управление Переяславского еп. Кирилла были отделены от митрополии храмы и мон-ри на территории Корсунского и Богуславского полков. 20 марта 1716 г. в письме Киевскому митр. Иоасафу (Кроковскому) Кирилл выступил за преобразование Переяславского коадъюторства в отдельную епархию. С 1 июля 1718 по 14 мая 1721 г., когда митрополичий престол вдовствовал после смерти митр. Иоасафа, еп. Кирилл управлял Киевской епархией, окормлял православные приходы и мон-ри в Речи Посполитой. Еп. Кирилл создал при Переяславском архиерейском доме архиерейский хор. При еп. Кирилле П. в. пришло в упадок. Следующий Переяславский епископ, Иоаким (Струков; 4 июня 1727 - 8 июня 1730), обвинял своего предшественника в симонии, а также в том, что он раздавал имения Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра) в Речи Посполитой частным лицам. 7 июня 1730 г. на П. в. был назначен Варлаам (Леницкий), но он отказался ехать, в частности, из-за крайнего разорения архиерейского дома в Переяславе.
28 янв. 1733 г. на П. в. был назначен еп. Арсений (Берло) с поручением быть коадъютором Киевской епархии. В 1735 г., ссылаясь на чрезвычайное оскудение Переяславского архиерейского дома, еп. Арсений просил Синод о пожаловании ему вотчин, принадлежавших ранее С. Мировичу. Уже в 1733 г. еп. Арсению удалось добиться фактической независимости от Киевского митрополита. П. в. было преобразовано в Переяславскую и Бориспольскую епархию, в состав к-рой вошли приходы Переяславского, Звенигородского, Черкасского, Чигиринского, Уманского и частично Каневского уездов Киевской губ. Духовенство заграничных приходов и мон-рей Киевской митрополии с тех пор обращалось по духовным делам в основном к Киевскому митрополиту, в отдельных случаях - к Переяславскому епископу. Так продолжалось до 60-х гг. XVIII в., когда приходы Правобережной Украины полностью перешли в ведение епископа Переяславского и Бориспольского и его наместника на Правобережье.
17 сент. 1735 г. еп. Арсений был перемещен на Белгородскую кафедру, но остался в Переяславской епархии, сославшись на болезнь; 3 янв. следующего года Синод отменил решение о перемещении. В июне 1738 г. архиерей объявил об открытии при Переяславском архиерейском доме в Вознесенском мон-ре славяно-греко-лат. уч-ща (коллегиума) (открыто 2 окт., с 1773 семинария). Для нужд уч-ща наместник Киево-Печерской лавры архим. Иларион (Негребецкий) пожертвовал 4 монастырских здания. В Переяславе учились студенты из Киева, Чернигова, Нежина, Сум, Конотопа, Гадяча, Глухова, Любеча, с Правобережной Украины. Благодаря училищу Переяслав стал важным центром в борьбе с унией и католицизмом. В 1743-1750 гг. продолжалось строительство каменного собора в Михаило-Архангельском мон-ре, в 1750 г. собор был освящен Переяславским еп. Никодимом (Сребницким).
В 1752 г. Киевский митр. Тимофей (Щербацкий) при поддержке гетмана К. Г. Разумовского подал петицию в Коллегию иностранных дел, в которой помимо прочего содержалось пожелание вернуть в подчинение Киевскому митрополиту Переяславскую епархию и Межигорский в честь Преображения Господня мужской монастырь. Митрополит провел выборы на вакантную тогда Переяславско-Бориспольскую кафедру. Синод отказал по всем пунктам и объявил митр. Тимофею выговор за попытку избрать Переяславского епископа. Повторная попытка подчинить Переяславских епископов Киевскому митрополиту была сделана в 1767 г. В ходе работы созданной в том же году законодательной комиссии епархиальные архиереи должны были присылать в С.-Петербург записки с изложением необходимых перемен в церковном управлении. Из Малороссии в Синод прислали донесения Киевский, Черниговский и Переяславско-Бориспольский архиереи, настоятели Киево-Печерской лавры и Межигорского мон-ря. В записке Киевского митрополита была изложена программа церковной автономии для укр. епархий под властью Киевского митрополита; в ней также содержалось напоминание о том, что Черниговская, Переяславская и др. укр. епархии, а также ставропигиальные мон-ри когда-то находились под властью Киевского митрополита. Переяславский и Черниговский епископы и ставропигиальные мон-ри не выразили желания вернуться под власть Киева.
В 1757 г. к Переяславско-Бориспольской епархии отошли Крыловская и Новомиргородская протопопии (земли Нов. Сербии), в 1775 г. они были переданы новоучрежденной Славянско-Херсонской епархии (см. в ст. Днепропетровская и Павлоградская епархия). 13 окт. 1777 г. из Киевской в Переяславско-Бориспольскую епархию перешли 126 храмов Миргородской, Сорочинской и Лубенской протопопий (земли Миргородского и Лубенского полков). В следующем году Переяславско-Бориспольская кафедра получила сорочинский Михайловский мон-рь с церквами.
В 60-х гг. XVIII в. в Переяславе шло восстановление Успенской ц. на месте храма, сгоревшего в 1761 г. Переяславский Успенский храм имеет особое значение. Храм с посвящением Пресв. Богородице был возведен в городе в 1098 г. вел. кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом (разрушен во время монгольского нашествия). В 1586 г. ц. в честь Успения Пресв. Богородицы построил в городской крепости кн. Константин Константинович Острожский, этот большой деревянный храм (предположительно с 14 престолами) имел статус военного собора. В Успенском храме гетман Б. М. Хмельницкий, казацкая старшина, казаки и мещане 8 янв. 1654 г. приняли присягу на подданство русскому царю. В 1654/55 г. церковь сгорела. Царь Алексей Михайлович отправил в Переяслав Ф. М. Ртищева с поручением возобновить храм, строительство завершилось в 1660 г. В Успенской ц. хранились Евангелие (Львов, 1636) в серебряном окладе, на к-ром присягал гетман Хмельницкий, и серебряный позолоченный крест, к-рый целовали казаки в знак верности царю. В 1824 г. храм был перестроен, утратил многоглавие, в 1876 г. богослужения в нем прекратились из-за ветхости. В 70-80-х гг. XIX в. в местной прессе шла полемика: сохранять ли обветшавшую деревянную церковь или разобрать ее и возвести на этом месте каменный храм. Последнее мнение возобладало, и в 1879 г. был начат сбор средств на новую постройку. Пожертвования поступали из Сибири, с Кавказа, из Пермской, Казанской, Московской, Курской, Воронежской, Донской, Таврической, Херсонской, Харьковской, Екатеринославской, Полтавской, Черниговской, Киевской, Волынской, Подольской губерний. Пятиглавый храм в «русско-романском» стиле с неоштукатуренными кирпичными фасадами (предположительно построен по проекту архит. В. Н. Николаева или Э. И. Жибера) был освящен в 1896 г., имел 3 престола: в честь Успения Пресв. Богородицы, во имя свт. Николая Чудотворца, во имя равноап. кн. Владимира. Во время подготовки участка под строительство в 1887 г. П. А. Лашкарёв выявил фундаменты деревянной церкви кон. XVI-XVII вв.; размер и форма фундаментов в целом соответствовали местному преданию об обширном 14-престольном храме, возведенном кн. Острожским (Лашкарёв П. А. Церковно-археол. очерки. К., 1898. С. 221-229). Тогда же были обнаружены остатки миниатюрной бесстолпной одноапсидной храмовой постройки древнерусского времени, законсервированной под полом Успенского храма. Ее архитектурные особенности и техника кладки позволили М. К. Каргеру датировать храм не ранее сер. XII в. (Каргер М. К. Памятники переяславского зодчества XI-XII вв. в свете археол. исследований // Сов. арх. 1951. Вып. 15. С. 49-50). Четырехстолпная 3-апсидная церковь кон. XI в., исследованная в ходе раскопок 1958 г. в сев. части Переяславской крепости, предположительно является храмом во имя Пресв. Богородицы эпохи кн. Владимира Мономаха.
Часть Переяславско-Бориспольской епархии находилась в пределах Речи Посполитой, поэтому в 1761 г. Переяславский еп. Гервасий (Линцевский) назначил игум. Мелхиседека (Значко-Яворского) «правителем» всех заграничных церквей и мон-рей («правителем духовных дел польской Украйны»). Епископ и его наместник боролись с унией. В 1768 г. они были обвинены в содействии восстанию гайдамаков на Правобережной Украине. Указом имп. Екатерины II Алексеевны от 29 сент. 1768 г. еп. Гервасий был переселен из Переяслава в Киев, где жил на епархиальном подворье. В 1771 г. Переяславско-Бориспольской епархии принадлежали Ирдынско-Виноградский Успенский, Матронинский Троицкий, Корсунский Онуфриевский, богуславский Николаевский, ржищевский Преображенский, Лысянский Троицкий и Маньковский Преображенский мон-ри. Последние 3 мон-ря до 1774 г. стали униатскими. Осенью 1771 г. подольские священники Симеон Маценко-Переровский и Михаил Гуранда посетили С.-Петербург, где просили об оказании помощи православным в Речи Посполитой. 7 нояб. 1771 г. имп. Екатерина II издала рескрипт ген.-губернатору Малороссии гр. П. А. Румянцеву о покровительстве православным Киевщины и Подолии. Синодальным указом от 15 янв. 1772 г. Переяславско-Бориспольскому еп. Иову (Базилевичу) было предписано управлять православными в Киевском и Брацлавском воеводствах в Польше.
В нач. 1785 г. между Россией и Речью Посполитой было достигнуто соглашение о восстановлении в пределах Речи Посполитой правосл. епископской кафедры в юрисдикции РПЦ, во главе которой указом имп. Екатерины II от 27 марта 1785 г. был поставлен Виктор (Садковский). Его хиротония во епископа Переяславского и Бориспольского состоялась 9 июня в киевском Софийском соборе. Самостоятельная Переяславско-Бориспольская епархия была преобразована в «Переяславское коадъюторство с консисторией в Слуцке», местом пребывания еп. Виктора являлся слуцкий во имя Святой Троицы монастырь. Территория П. в. занимала почти всю Правобережную Украину и часть Белоруссии, вик-ство имело 323 храма, клир состоял из 365 священно- и церковнослужителей. Переяславская протопопия и др. протопопии левобережной Киевщины остались в Киевской епархии. Викариатство начало действовать в кон. 1786 г., когда был получен привилей короля на открытие в Слуцке правосл. кафедры. При еп. Викторе были освящены храмы в Слуцке, Мозыре, Осовцах, заложена церковь в Копыле, открыт ряд женских и мужских монастырей. В Слуцке в 1785 г. возобновила свою деятельность консистория, начались занятия в ДС. Тем же указом императрицы от 27 марта 1785 г. была создана Новгород-Северская епархия (см. Новгород-Северская и Глуховская епархия), которую возглавил бывший Переяславско-Бориспольский еп. Иларион (Кондратковский). Архиерей перевел семинарию из Переяслава в Новгород-Северский. Сохранившееся в Переяславе училище стало «просеминарией» (были закрыты философский и богословский классы), зависимой от Киево-Могилянской академии (см. Киевская Духовная Академия), которая ассигновала на ее содержание 50 р. ежегодно. 22 июля 1787 г. Киевский митр. Самуил (Миславский) издал указ духовенству Киевской епархии о посылке детей из священнических семей на учебу в Киевскую академию или в Переяславскую «просеминарию».
В 1793 г. на территориях, присоединенных к России в результате 2-го раздела Речи Посполитой, была учреждена Минская епархия, выделенная из Переяславско-Бориспольской. Во главе новой епархии 13 апр. 1793 г. был поставлен Виктор (Садковский) с титулом «архиепископ Минский, Изяславский и Брацлавский» и с сохранением звания коадъютора Киевской митрополии. 14 авг. 1793 г. во епископа Переяславского был хиротонисан Димитрий (Устимович).
Согласно имп. повелению от 16 окт. 1799 г. о приведении в соответствие епархиальных и губ. границ, Переяславская кафедра снова стала самостоятельной, 3-классной, с названием «Малороссийская и Переяславская», границы епархии совпадали с границами созданной в 1796 г. Малороссийской губ. В Переяславе была возобновлена ДС. В 1802 г. Переяслав вошел в состав новосозданной Полтавской губ. 17 дек. 1803 г. указом Синода Малороссийская епархия была преобразована в Переяславскую и Полтавскую (см. Полтавская и Миргородская епархия), до 1847 г. Переяслав оставался резиденцией Полтавского архиерея.
Переяславская кафедра была восстановлена в 1922 г. как викариатство Полтавской епархии (см. в ст. Переяслав-Хмельницкое викариатство).
Переяславские епископы, викарные: Захария (Корнилович; 1 окт. 1700 - 28 авг. 1715), Кирилл (Шумлянский; окт. 1715 - 30 нояб. 1726), Иоаким (Струков; 4 июня 1727 - 8 июня 1730), Варлаам (Леницкий; 7 июня 1730 - 13 апр. 1731, епархией не управлял). Переяславские и Бориспольские епископы: Арсений (Берло; 28 янв. 1733 - 17 сент. 1735, 3 янв. 1736 - 6 июня 1744), Никодим (Сребницкий; 2 февр. 1745 - 12 июня 1751), иером. Сильвестр (Иванов; 1751-1753, в. у.), Иоанн (Козлович; 7 марта 1753 - 16 марта 1757), Гервасий (Линцевский; 27 июля 1757 - 22 дек. 1769), Иов (Базилевич; 31 окт. 1770 - 2 мая 1776), Иларион (Кондратковский; 17 июля 1776 - 27 марта 1785). Переяславские епископы, викарные: Виктор (Садковский; 9 июня 1785 - 13 апр. 1793), Димитрий (Устимович; 14 авг. 1793 - 1 мая 1795), Амфилохий (Леонтович; 24 июня 1795 - 1 июля 1799). Малороссийский и Переяславский епископ: Сильвестр (Лебединский; 25 сент. 1799 - 17 дек. 1803).